среда, 25 мая 2011 г.

Толерантность в школе


Что такое толерантность? Согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году, толерантность трактуется как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления индивидуальности... это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира...». Замечательная трактовка толерантности!
Ключевые слова: «уважение», «принятие», «понимание»!

Значение толерантности в обществе велико! Роль толерантности в нашем неспокойном мире многими рассматривается, как способ выживания человечества, условие гармоничного и всестороннего развития взаимоотношений в современном обществе - в обществе, в котором, с одной стороны, идет глобализация, а с другой - противодействие такой экспансии, ограждение и сохранение своей самобытности, своей уникальной культуры. А для нашей страны вопрос толерантности более чем актуален.
Ведь Россия — это многонациональная, мультикультурная, многоконфессиональная страна. Не всё в нашем обществе в отношении толерантности гладко: часто возникают конфликты на межнациональной и религиозной почве, люди нетерпимы к проблемам инвалидов и стариков… Задача воспитания толерантности стоит остро! Воспитывать толерантность надо с раннего детства. И в воспитании толерантности детей большая нагрузка ложится на образовательное учреждение и семью. Толерантность можно и нужно воспитывать!
И воспитание толерантности — это не разовая, шумная, помпезная акция, интересное мероприятие или пусть даже увлекательное учебно-воспитательное занятие. Это должна быть единица всей образовательной системы - в том числе и школы.

Проблема воспитания толерантности актуальна для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ, в которых учатся глухие и слабослышащие дети. К такой категории школ относится и наш Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции (ЦППРиК) «Логотон».

Воспитание толерантности в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах для глухих и слабослышащих детей имеет ряд особенностей. Хотя, во-первых, в основе психического развития детей с нарушенным слухом лежат те же закономерности, что и в норме, но в то же время имеются некоторые особенности, которые обусловлены и первичным дефектом (нарушением слуха), и вторичными нарушениями: замедленным овладением речью, коммуникативными барьерами и своеобразием развития познавательной сферы.

 Как и у многих детей с ограниченными возможностями, у глухих и слабослышащих преобладают более низкая психическая активность, характерные особенности в приеме и обработке информации (опора на зрительный анализатор, преобладание наглядно-образного, а у младших школьников – наглядно-действенного видов мышления), ограниченный объем хранения информации (преобладание образной памяти), затруднения в процессе усвоения знаний в вербализации опыта, недостатки развития и моторики в той или иной форме. Это первое.


Во-вторых, необходимо отметить особенности личностного развития глухих и слабослышащих детей. Особенности развития личности, имеющей нарушения слуха, зависят от ряда факторов: времени поражения слуха, степени потери слуха, уровня интеллектуального развития, отношений в семье, сформированности межличностных отношений. У неслышащих детей отставание в овладении речью приводит к ограниченности социальных контактов, появлению фрустраций (включая и их родителей). Трудности в обсуждении жизненных планов, описании событий внутренней жизни приводит к ограничениям в социальных взаимодействиях.

Для многих глухих характерно завышение самооценки и уровня притязаний. А ведь самооценка играет не последнюю роль в становлении процессов поведения, определяет уровень его притязаний. У глухих детей имеются большие трудности в формировании морально-этических представлений и понятий, преобладают конкретные, крайние оценки. Зачастую глухие не умеют проявлять эмпатию, вставать на место другого человека. Глухие и слабослышащие, в большинстве своем, социально инфантильны. Не стоит забывать также и о возрастных особенностях формирования личности — об особенностях переходных, кризисных периодов (например, адаптация к школе, подростковый возраст и т.д.).


В-третьих, глухие и слабослышащие дети сами подпадают под категорию толерантного отношения со стороны общества. Многие члены нашего общества очень нетерпимы к неслышащим людям: раздражают громкая речь или жестикуляция, сложности с общением. Доходит и до банальных оскорблений человека с недостатками слуха. Впрочем, многие глухие придерживаются такого мнения, что общество глухих людей – это отдельная субкультура со своим языком – жестовым, и что общество должно учиться, уметь взаимодействовать с глухими. Взрослые глухие эту установку могут внушать своим неслышащим детям. С этим надо считаться.

Вообще, порой сами неслышащие люди нетерпимы к слышащим. Появился даже термин «сурдошизм». Например, человек потерял слух в 30 лет и пытается влиться в общество глухих (себе подобных), но общество глухих его не принимает, мотивируя тем, что он не знает жестового языка. Или другой пример: глухие учащиеся отрицательно относятся к педагогу, который не знает жестовой речи. И таких случаев много.


Наконец, стоит говорить и об особенностях преподнесения информации детям с нарушениями слуха: опора на наглядность и практическое применение полученных знаний, умений и навыков. Полученные знания необходимо сразу же реализовывать на практике!

А 29 октября в Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Логотон» для детей с нарушениями слуха прошел «День Толерантности». Первый урок во всех классах был посвящен понятию толерантности и важности толерантного отношения к другим людям.






После уроков состоялось групповое занятие для учащихся. Педагоги подготовили презентацию о толерантности, где были показаны примеры толерантного отношения. Психолог провел групповое занятие на толерантное отношение: на взаимное уважение друг к другу, взаимопонимание, доверие…

В конце занятия старшеклассники из творческого объединения "Юный журналист" показали, подготовленный собственными силами фильм-видеорепортаж  «Что такое толерантность?».


Дмитрий Алексеевских

Сайт "Страна глухих"  
http://www.deafworld.ru/index.php/article/archive/4303/

Комментариев нет:

Отправить комментарий